Выбрать новости и
публикации по теме
Выбрать новости ИТ-отрасли по брендам

Публикации

14.07.2010

Тяжелые случаи со всего края везут нам

Электроника во всех ее проявлениях окружила человека, к великому множеству существующих решений беспрестанно добавляются новинки. Техника становится все умнее, компактнее и сложнее. Но, к сожалению, техника – это всего лишь конструктор из большого количества сложных компонент, которые могут выйти из строя как из-за технологических ошибок при производстве, так и вследствие сбоев электропитания или неправильной эксплуатации. Выкидывать вышедшую из строя электронику зачастую экономически нецелессобразно, а бывает что и вовсе недопустимо, если речь идет о единичных экземплярах, которым нет замены, что сплошь и рядом встречается на производственных предприятиях.
Для ремонта плат и замены высокоинтегрированных микросхем в корпусах BGA все чаще становится недостаточно «золотых» рук мастера с пинцетом, паяльником или феном, требуется специальное оборудование.
Не так давно «Монитору» стало известно о приобретении такого оборудования «Научно-техническим центром Галэкс». Провести экскурсию и рассказать читателям об особенностях новинки любезно согласился Мусофиров Олег, начальник сектора ремонта компьютеров и периферии «НТЦ Галэкс».

Подаксенов Дмитрий: Олег, в чем особенность вашей паяльной станции, чем она отличается от оборудования других барнаульских мастерских, коих предостаточно?
М.О.: Начну с главного – аналогов приобретенной нами паяльной станции Martin Expert 09.6 в Алтайском крае нет. Аппаратно-программный комплекс позволяет с высокой точностью и повторяемостью производить сложные типы ремонта. Управление комплексом осуществляется с компьютера, где задаются необходимые параметры операции. Единожды создав термопрофиль, сохраняются параметры для дальнейшего автоматического его повторения. Погрешность температурных режимов составляет не более 1 градуса, позиционирования компонентов, благодаря встроенной видеокамере, работающей в режиме микроскопа – единицы микрон. Стоит отметить, что данную станцию производитель рекомендует использовать даже для мелкосерийного производства плат, этот факт красноречиво говорит о ее потенциале.

П.Д.: Что еще оценили бы технари при работе со станцией? Каковы ее возможности?
М.О.: Возможности очень широкие. Уникальная продуманная система магнитных фиксатоов позволяет работать с платами произвольных форм и размеров, максимальный размер площади прогрева платы – больше чем форм-фактор АТХ. Высокая точность температурных режимов и равномерность прогрева позволяет в щадящих режимах работать как с самыми тонкими платами, которые коробит при применении фена, так и с самыми толстыми. Адаптированные для каждого конкретного случая температурные режимы обеспечивают высокое качество пайки и, в то же время, обеспечивают безопасность самого элемента и платы.
В последнее время широкое распространение получили безсвинцовые припои, работать с которыми сложнее, чем с традиционными свинцовыми. Безсвинцовые имеют более высокую температуру плавления и узкий диапазон рабочих температур, а небольшой перегрев или недогрев влияют на качество пайки. Использование же паяльной станции позволяет легко работать со всеми типами припоя для обеспечения необходимого качества пайки.

П.Д.: Для примера приведите какую-либо сложную операцию, которую проблематично осуществить традиционными средствами, но Martin Expert 09.6 ее произведет успешно?
М.О.: Например, монтаж и демонтаж интеловскгого "северного" моста на ноутбучные платы. Большие габариты чипсета и безсвинцовые технологии не позволяют сделать это качественно при помощи фена, либо инфракрасной паяльной станции типа Ersa 550.

П.Д.: С какими типоразмерами компонентов работает станция?
М.О.: В комплекте есть насадки для всех распространенных типоразмеров. Кроме того, мы дополнительно заказали большое количество трафаретов для «реболлинга». При демонтаже чипа с него убираются остатки припоя и все контактные шарики, после чего наносятся заново. В качестве эксперимента мы по 5-7 раз выпаивали компоненты, производили «реболлинг» и впаивали обратно. Во всех случаях сохранялась работоспособность и платы и самого компонента, что говорит о высокой повторяемости результата и аккуратности выполнения операции.

П.Д.: Какие случаи ремонта экономически целесообразны?
М.О.: Очень оправдан ремонт плат ноутбуков, уникальных десктопов, серверов. Например, мы постоянно сталкиваемся со случаями, когда новая материнская для ноутбука стоит до 70% от цены всего ноутбука. Конечно, в таких случаях ремонт платы обходится значительно дешевле приобретения новой.
Отдельно стоит упомянуть платы промышленного оборудования, многие из которых уже попросту сняты с производства. Даже при желании купить новую, такой возможности нет. Ищем доноров, восстанавливаем.

П.Д.: Кто является клиентами сервисного центра?
М.О.: Технику, которой требуется сложный ремонт, нам регулярно везут компьютерные фирмы Бийска, Рубцовска, со всего края. Обычно мелкий ремонт делают сами, а по-настоящему «тяжелых больных» – везут в «Галэкс». Полный же круг клиентов широк – от частных лиц до больших промышленных предприятий.

П.Д.: Больной вопрос – сроки ремонта. Бывало, приходилось слышать о том, что ремонтируют чуть ли не месяцами...
М.О.: Бывает и так. На срок ремонта напрямую влияет доступность компонентов. При их наличии на складе обычные сроки – от нескольких дней. Сложность заключается в том, что номенклатура компонентов очень большая, просто нереально держать на складе запчасти на все случаи жизни. Срок ремонта затягивается при поставке компонентов «под заказ». Неопределенность возникает при недоступности компонентов, либо при наличии на рынке компонентов сомнительного качества – бывших в употреблении, перемаркированных, с высокой долей брака. Мы стараемся приобретать через проверенных поставщиков или находим «доноров». Сейчас мы стараемся заказывать компоненты напрямую у производителей. Как показывает практика, брака и некондиции там в разы меньше, чем у российских поставщиков.
Еще один немаловажный фактор, за год работы с этим оборудованием мы накопили статистику по необходимым чипам и приобретенный опыт позволил нам выполнять до 80% ремонтов в течение 7 дней.


П.Д.: Спасибо!

Журнал "МОНИТОР-Плюс" №355 июль-2 (2010)


Возврат к списку

Подписаться на новости!